«На совещании нам дали понять, что решение о создании государственного перестраховщика окончательно и теперь его нужно исполнять. Однако конкретики пока известно мало, пока звучат в основном предположения», – рассказал АСН один из его участников, пожелавший остаться неназванным.
В числе таких предположений была высказана и идея об обязательной передаче доли рисков по договорам страхования ответственности компаний с госучастием государственному перестраховщику, говорят два участника совещания. «Зачем это нужно – не ясно, больше похоже на какой-то налог, который государство будет брать со страховых компаний», – недоумевает один из собеседников АСН.
Предполагается, что государственный перестраховщик возьмет на себя те риски, которые после введения санкций стало невозможно перестраховать за рубежом. В их числе – риски страхователей, включенных в санкционные списки, объекты военного назначения, а также объекты, расположенные в Крыму и Севастополе. Как сообщили АСН в пресс-службе Банка России, возможно распространение перестраховочной защиты и на риски по договорам, источником уплаты страховых премий по которым являются средства бюджетов различных уровней, по которым страхователями являются государственные балансодержатели (в т.ч. ФГУПы и МУПы), госкомпании, госкорпорации, а также их дочерние и зависимые общества.
Опрошенные АСН страховщики не поддерживают идею передачи части ответственности по договорам государственной компании. Однако в отношении создания государственного перестраховщика их мнения разделились.
«Мы с большой осторожностью относимся к идее создания такой компании, – говорит гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков. – С одной стороны, не ясно, как она решит проблему. Одна емкость, даже крупная, не заменит собой отлаженную десятками, а то и сотнями лет систему международного перестрахования. С другой стороны, ее создание потребует больших вложений. Кроме того, есть опасение, что это приведет к огосударствлению отрасли».
Председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию Александр Артамонов занимает противоположную позицию. «Я поддерживаю идею создания госперестраховщика. В нынешних условиях вряд ли есть альтернатива этому решению: надежда, что санкции скоро отменят и все станет по-прежнему, на мой взгляд, утопична. А рынок может много выиграть, если такому перестраховщику передавать, например, риски, связанные с наиболее уязвимыми секторами экономики, которые не всегда привлекательны для добровольного рынка перестрахования РФ», – говорит он.