Значительное снижение тарифов для большого количества классов опасных объектов приведет к сокращению объемов рынка ОСОПО более чем вдвое – до 3 млрд р. Такое мнение высказал первый заместитель председателя правления «СОГАЗа» Николай Галушин.
Кроме того, по его словам, на сокращение объема рынка ОСОПО повлияет увеличение с января 2016 г. до 40% понижающего коэффициента уровня безопасности объекта при пролонгации договоров.
Новые тарифы по ОСОПО вступили в силу с 1 сентября 2015 г. Для большей части объектов тарифы снижены в два-три раза. Повышение тарифа предусмотрено для владельцев шахт (в 1,6 раза) и гидротехнических сооружений (в 2,4 раза). С 2016 г. также предполагается снизить минимальный коэффициент за безубыточное страхование с 0,7 до 0,6.
Соотношение такого объема сборов с объемом ответственности, которую принимают на себя страховщики (страховая сумма по самым крупным ОПО установлена в размере 6,5 млрд р.) ставит под вопрос экономику этого вида страхования, полагает Николай Галушин.
«В связи с этим отдельные страховые компании – участники рынка ОСОПО могут пересмотреть свое отношение к этому виду и задуматься о целесообразности присутствия в этом сегменте. Связано это будет не столько с радикальным изменением уровня убыточности, сколько с сокращением размеров премии в соотношении к собственному удержанию небольших компаний, которым требуется передавать риски в перестрахование в перестраховочный пул НССО», – сказал первый заместитель председателя правления «СОГАЗа».
В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находятся поправки в закон об ОСОПО, предусматривающие увеличение выплат за вред имуществу физлиц с 360 тыс. до 500 тыс. р., имуществу юрлиц – с 500 тыс. до 750 тыс. р., а также увеличение в 10 раз – до 100 млн р. – страховой суммы для шахт и расширение перечня лиц, имеющих право на выплату в результате смерти потерпевшего. Принятие этих поправок в закон об ОСОПО потребует очередной корректировки страховых тарифов в сторону повышения, считает Николай Галушин.
По его словам, рассматривая вопрос об изменениях тарифов по ОСОПО целесообразно учитывать опыт других видов обязательного страхования. Так, например, в ОСАГО существует тарифный коридор, кроме того, обсуждается перспектива перевода ОСАГО на свободные тарифы. «Возможно, аналогичный переход на свободное ценообразование стоит применить и в ОСОПО. В этом случае рынок сам установит справедливые и адекватные тарифы по этому виду страхования», – отметил Николай Галушин.