За принятие закона проголосовали 344 депутата, против ‒ 36 депутатов.
Как уже сообщало АСН, данный законопроект в июне 2016 г. внес в Госдуму депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов. 14 декабря он был принят в первом чтении, а 15 марта ‒ во втором чтении. В Совете Федерации законопроект могут рассмотреть уже 22 марта, после чего он поступит на подпись президенту России Владимиру Путину.
Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что многие предложения депутатов Госдумы были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, в том числе была принята норма об установлении новых запчастей при восстановительном ремонте автомобиля. Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что «текст закона намного лучше, чем был в первом чтении», но несмотря на это фракция ЛДПР не поддерживает законопроект. Представитель фракции КПРФ Алексей Куринный назвал данный законопроект ярким примером лоббизма интересов страховых компаний при поддержке Банка России и призвал голосовать против принятия закона.
Основные положения законопроекта
Законопроект вводит обязательное возмещение вреда в натуре для легковых машин, принадлежащих гражданам и зарегистрированным в РФ. При этом денежная компенсация для таких машин сохраняется в случаях:
- полной гибели автомобиля;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП, если он выберет возмещение деньгами;
- если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами;
- если стоимость ремонта машины превышает 400 тыс. р. (при оформлении ДТП по Европротоколу – 50 тыс. р.) при условии, что потерпевший не согласен доплатить СТО за ремонт;
- если СТО, с которой у страховщика заключены договоры, не соответствуют правилам ОСАГО.
Срок проведения восстановительного ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Максимальное расстояние от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км. Для реализации закона страховщики должны будут разместить на своих сайтах реестр СТО, с которыми у них заключены договоры. ЦБ уполномочен определить в правилах ОСАГО требования к организации ремонта и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков ремонта. При восстановительном ремонте не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, если в соответствии с единой методикой определения расходов на ремонт требуется замена комплектующих. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Новые автомобили, не старше двух лет, должны будут ремонтироваться на СТО официальных дилеров.
Минимальный гарантийный срок на работы по ремонту составляет шесть месяцев, а на кузовные работы и работы с использованием лакокрасочных материалов – год. Страховщика обяжут рассмотреть претензии на качество ремонта. При нарушении сроков ремонта страховщик должен будет выплачивать потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы возмещения за каждый день просрочки. При выявлении неоднократного (два и более раза) в течение года нарушения страховой компанией обязательств по восстановительному ремонту, Банк России вправе ограничить ее право на возмещение вреда в натуре. Потерпевшие, обратившиеся в данную компанию, вновь получают право выбора между денежным и натуральным возмещением.
Положение о приоритете «натурального» возмещения в отношении новых договоров ОСАГО вступит в силу спустя 30 дней после официального опубликования законопроекта. Он вступит в силу сразу на всей территории РФ и обратной силы иметь не будет.