Согласно этому пункту, расчет возвращаемой части премии производится с момента, когда страхователь уведомил страховщика о расторжении договора.
Как уже сообщало АСН, гражданин Слепцов в июне прошлого года приобрел в компании «Стерх» годовой полис ОСАГО. Четыре месяца спустя он продал свой автомобиль, а еще через пять месяцев обратился к страховщику за возвратом части премии за неистекший срок действия договора. «Стерх» рассчитал ему возврат, начиная с даты обращения, руководствуясь пунктом 1.16 правил ОСАГО (утверждены положением ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014). Страхователь решил, что данный пункт нарушает его права, поскольку возврат следует рассчитывать от момента продажи машины. Он обратился в Верховный суд РФ, требуя признать пункт 1.16 правил недействующим. Суд отказался удовлетворить иск.
В решении судья Верховного суда Алла Назарова сослалась на статью 4501 ГК РФ, регулирующую отказ от договора. Согласно этой статье, право стороны договора на односторонний отказ осуществляется путем уведомления об этом другой стороны. Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Кроме пункта 1.16 правил, соответствующего статье 4501 ГК РФ, «никаких иных нормативных правовых актов, устанавливающих иной порядок досрочного прекращения договора ОСАГО, не имеется», говорится в решении суда. Судья также отметила, что пункт 1.16 никак не мешает страхователю письменно обратиться к страховщику непосредственно после продажи машины. В решении также говорится, что замена собственника сама по себе не должна приводить к «автоматическому досрочному прекращению договора ОСАГО», поскольку прежний владелец может и не потерять права управлять машиной.