Наиболее актуальные проблемы российского здравоохранения ‒ необходимость повышения качества медицинских услуг и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей. Так считают, соответственно, 50% и 49% участников опроса ВЦИОМ.
Реже всего российские граждане жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС (9%). О наличии личного опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 80% участников опроса. Никогда не приходилось обращаться в медучреждения по этому полису 16% респондентов, застрахованным по ОМС.
О своих правах как пациентов (в соответствии с законом об ОМС) в той или иной степени знает большинство россиян (69%). В том числе хорошо осведомлены 15%, а 54% имеют только общее представление. Более четверти (29%) признались, что вовсе не осведомлены о реальном перечне прав и услуг, предоставляемых гражданам на основании обязательного медицинского страхования, отмечает ВЦИОМ.
Около 40% респондентов сталкивались с врачебными ошибками. Каждый пятый из этого числа обращался за помощью в страховую компанию по факту постановки неверного диагноза или халатности, тогда как 31% в схожей ситуации этого не делал. 59% не сталкивались с подобными случаями.
В целом, действующий принцип распределения ответственности, при котором именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, отвечает за защиту прав пациентов, большая часть опрошенных (54%) оценивает как правильный. Только 16% считают, что ответственность должно брать на себя федеральное Министерство здравоохранения и 9% – региональное. На самих пациентов эту обязанность возлагают еще меньше – лишь 6%, сообщает ВЦИОМ.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18–19 июля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.