Национальный союз агростраховщиков (НСА) направит обращение к органам власти о сохранении централизованной системы субсидирования агрострахования при планируемом существенном пересмотре порядка субсидирования сельхозотрасли.
Минсельхоз совместно с Минфином подготовил предложения по консолидации мер господдержки с учетом приоритетов развития АПК. В действующей Госпрограмме развития предусмотрены 11 подпрограмм и две целевые программы, в рамках которых аграриям предоставляются 73 вида субсидии. Было выдвинуто предложение о необходимости укрупнить статьи по мерам господдержки и число подпрограмм сократить до 7, субсидии распределить по 6 направлениям. При этом основную часть субсидий объединяется в «единую субсидию» и в рамках каждого направления регион сможет самостоятельно перераспределять средства без согласования с федеральным центром.
Обеспокоенность НСА и ряда других союзов, работающих в области АПК, связана с тем, что в «единую субсидию» предлагается объединить расходы, предназначенные для финансирования и текущих задач, и стратегических целей. То есть, в одной статье предлагается объединить средства, например, и на развитие племенного животноводства, и на поддержку страхования. При этом центр принятия решений по перераспределению субсидий переносится на региональный уровень. Таким образом, долгосрочные цели, требующие развития, могут быть подчинены краткосрочным задачам финансирования текущего сева или погашения задолженности аграриев. Практика работы НСА с регионами показала, что большая часть органов АПК рассматривает задачу развития агрострахования как «нагрузку», предпочитая ориентировать аграриев на помощь в форме прямых выплат из бюджета при ЧС, отмечает НСА.
Так, орган АПК под формальным предлогом отказывается принимать заявки от аграриев на субсидию на страхование, не регистрирует их, а после обращается в Минсельхоз с предложением перераспределить средства данной субсидии другие цели – например, на поддержку краткосрочного кредитования. Регионы, реализующие такой принцип, имеют близкие к нулевым показатели развития агрострахования. Например, в Саратовской области в 2015 г. было застраховано 0,1% посевов (при этом объявлено ЧС в 31 регионе), при том, что в соседней Самарской области были застрахованы 17,5% посевных площадей. В связи с этим НСА предлагает либо выделить субсидии на поддержку агрострахования в отдельное направление, либо ряд статей, относящихся к стратегическому развитию, включая агрострахование, сделать «защищенными» внутри общих направлений. Региональные органы АПК не должны иметь право самостоятельно перераспределять эти средства, полагает союз.