Верховный суд РФ определил, что размер неустойки за задержку выплаты по ОСАГО надо считать, исходя из предельной страховой суммы, а не суммы конкретного ущерба, причиненного автомобилю.
К такому выводу пришел ВС после рассмотрения кассационной жалобы ООО «Автостраховая помощь». Эта компания требовала взыскать с ООО «Росгосстрах» 9 504 р. неустойки. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, обязав «Росгосстрах» выплатить 4,1 тыс. р. Апелляция и кассационная инстанции оставили это решение в силе. Тогда общество «Автостраховая помощь» обратилось в Верховный суд РФ с кассационной жалобой, попросив направить дело на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 14 августа 2012 г. в ДТП был поврежден автомобиль Volkswagen Golf. Ответственность виновника аварии по ОСАГО была застрахована в «Росгосстрахе». На основании договора уступки права требования право на получение выплаты было передано обществу «Автостраховая помощь». По решению подмосковного арбитража с «Росгосстраха» в пользу «Автостраховая помощь» было взыскано 52 250 р. 63 коп. ущерба и 15 000 р. расходов по оплате оценочных услуг. Это решение было исполнено в августе 2014 г.
ВС отмечает, что суды исходили из необходимости исчисления неустойки от суммы, в выплате которой была допущена просрочка (52 250 р.). Однако, как следует из обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2015), расчет неустойки должен осуществляться исходя из предельной страховой суммы, установленной ст. 7 закона об ОСАГО (120 тыс. р. в конкретном случае). Поскольку судом апелляционной инстанции это разъяснение президиума ВС не было применено, а судом округа это ошибка не была исправлена, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, следует из определения ВС. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для определения суммы неустойки, подлежащей взысканию.