По данным Минсельхоза, в настоящее время сельское хозяйство обеспечено страховой защитой в области растениеводства не более чем на 17,7%, в области животноводства – на 16,6%. За последние 4 года уровень страховой защиты не только не вырос, но даже несколько понизился. К такому выводу пришла Счетная палата РФ после проведения проверки законодательства в области агрострахования с господдержкой.
Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что, несмотря на расширение рынка страховых услуг, укрепление законодательной базы сельхозстрахования и применение новых страховых программ, рынок агрострахования пока остается проблемным. Ряд страховых компаний прекратил работу в сфере сельхозстрахования с господдержкой, в том числе по причине убыточности этого вида деятельности. Если в 2013 г. на этом рынке работали 43 страховщика, то к сентябрю 2015 г. их количество снизилось до 30, сообщает Счетная палата.
Тенденцию сжатия рынка страхования с господдержкой подтверждают и результаты проверки трех компаний: «РСХБ-Страхование», «Согласие» и региональной компании «Полис». Если в 2012 г. эти компании работали в 57 регионах, то в первой половине 2015 года – уже в 51. Анализ также показал, что у крупных страховщиков («РСХБ-Страхование» и «Согласие») доля договоров сельхозстрахования в общем страховом портфеле невелика (от 1,5% до 7%). Тем не менее, количество заключенных договоров сельхозстрахования у них больше, чем у региональной компании «Полис» (в 5,1 раза и в 2,2 раза, соответственно). При этом доля договоров с господдержкой у региональной компании составляет 83,1%, а у крупных компаний от – 8,8 до 18,3%.
«То есть для крупных компаний страхование с господдержкой в проверяемый период было не главной сферой деятельности, в то время как региональная компания «Полис» практически специализировалась на этом виде сельхозстрахования», – подчеркнул аудитор Андрей Перчян. Он также обратил внимание на то, что у компании «Полис» отношение сумм страховых выплат к сумме начисленной страховой премии в среднем в 2 раза выше, чем у крупных страховых организаций.
Согласно результатам проверки, за период 2012–2014 гг. предусматривалось выделение субсидий региональным бюджетам в объеме 17,9 млрд р., или почти 6 млрд р. в год. При этом кассовое исполнение по указанным расходам федерального бюджета за этот же период составило только 14,5 млрд р., или 81% от сумм, предусмотренных на три года. Причина – недофинансирование расходных обязательств субъектов РФ. «Регионы не полностью используют эти средства, поскольку условием их использования является выделение финансирования с их стороны. А это финансирование зачастую выделяется в недостаточных объемах и со значительным запозданием», – пояснил аудитор.
При этом в 2015 г. из Правил предоставления субсидий была исключена норма, обязывающая регионы утверждать объем бюджетных ассигнований в размере не менее необходимого для обеспечения установленного уровня софинансирования. «Отмена этой нормы, – подчеркнул Андрей Перчян, – еще больше усугубляет проблемы, связанные с выделением финансирования из региональных бюджетов».
Кроме того, во всех проверенных страховых организациях отсутствовали документы, подтверждающие согласование расчетов по договорам сельхозстрахования с господдержкой (актов сверок) с уполномоченными органами регионов в сфере АПК. Коллегия Счетной палаты решила направить информационные письма в правительство РФ и Банк России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.